Эффективный тайм-менеджмент в обучении


Подпишись на обновления календаря мероприятий

Эффективный тайм-менеджмент в обучении
Обучаться можно по-разному, и, наверное, каждый замечал, что иногда информация усваивается сразу, а иногда вылетает из головы тут же. Возможно, иногда причины различий и в самом предмете изучения, однако чаще всего виноват неправильный подход. Именно поэтому так важен эффективный тайм-менеджмент.

История полна примеров признанных гениев, которые гениями стали исключительно благодаря гениальному тайм-менеджменту в своем обучении. Однако делать выводы лишь на отдельных примерах нельзя - так рождается “систематическая ошибка выжившего”. Серьезный подход требует серьезных аргументов: не станем слепо калькировать сильных мира сего, а попробуем построить свои собственные эффективные принципы обучения, исходя из достоверных исследований в области нейробиологии и психологии.

Проблемы “интенсивного” подхода:
Информацию можно получать, либо большими объемами за раз (интенсивный подход), либо планомерно в течении какого-то промежутка времени. Крайне важно определить, какой метод более эффективен. Когда речь заходит о мышцах, всем известно, что два дня подряд одну и ту же группу мышц не тренируют. Любое обучение - это тренировка для ума, и нейроны с мышечной массой имеют сходства.


В 2012 году в Базельском Университете (Швейцария) провели исследование вопроса эффективного усвоения информации. Двум группам обучающихся предложили два вида интенсивов с одним и тем же объемом информации. Первые изучали его на протяжении 4 недель, вторые на протяжении 8. Результаты исследования говорят об эффективности менее интенсивного обучения. Выводы же можно делать разные - возможно, менее интенсивное обучение не наскучило принимавшим участие в эксперименте и потому для них обучение вызывало больший энтузиазм; возможно, причины в чем-то ином. Одно для себя усвоить стоит наверняка - не перегружайте свой учебный процесс.

“Блочное” обучение
Следующим вопросом является распределение изучаемых тем. Изучаете ли вы что-то одно, либо ваше обучение охватывает много больший спектр, как проходить материал правильнее? Можно изучать один конкретный раздел “большим куском”, а можно постепенно узнавать понемногу из разных разделов.

В другом исследовании, на этот раз Университета Калифорнии, постарались выяснить, в каком виде лучше усваивается информация - блочном или разрозненном. Обе группы изучали картины известных художников. Первой группе показывали работы массово (по шесть картин каждого художника подряд), второй предложили изучать в распределенном виде (за картиной одного художника следовала работа другого). То есть сравнение методов “AAA...BBB...CCC...” и “ABC...ABC...ABC...” (где A, B и C - художники).


Вопреки ожиданиям “блочное” обучение проявило себя хуже, чем “распределенное”. Эксперимент проходил в течении одного дня, т.ч. делать выводы о долгосрочном обучении не стоит. Однако для оптимизации самого процесса каждого занятия результаты исследования использовать необходимо.

Ретро- и проактивное торможение.
Вся наша жизнь - это восприятие информации. Будь то какая-то книга, разговор ни о чем, или просто случайный запах на улице. И в этот поток нам предстоит втиснуть то, чему мы решили обучаться. На изученный материал неизбежно будут влиять ретроактивные и проактивные торможения - негативные воздействия до и после процесса запоминания. Так, например, схожая информация, полученная до или после процесса обучения сильно ухудшает результат обучения. Отчасти это объясняет эксперимент с картинами и художниками - картины исполненные в разной стилистике скорее всего воспринимались, как сильно отличающиеся друг от друга и потому процесс запоминания был более эффективен.
Дабы избежать ретро- и проактивных торможений рекомендуется делать между занятиями перерывы. Или же изучать нечто отличающееся. Тогда материал с большей вероятностью будет усвоен.
Знание о негативных воздействиях помогает нам определить наиболее подходящие периоды для обучения - это периоды сильно отличающиеся от процесса обучения (прогулка, физическая активность, сон) либо сильно отличающееся характером получаемой информации (Вы вполне можете изучать и математику и русскую литературу, чередуя их между собой - из-за сильного отличия информация в памяти не смешается).

Сон
Память переходит из краткосрочной в долгосрочную именно в процессе сна. Потому бессонная ночь перед экзаменом сдать может и помочь, но специалиста из студента не сделает. Так что не злоупотребляйте здоровьем. Здоровый сон - лучшее лекарство (но, как и с лекарством, не переборщите)

Физическая активность
Активный образ жизни улучшает кровообращение, от которого наш мозг зависит полностью. Однако, помимо этого, в период физической активности в организме синтезируется белок-BDNF, а он стимулирует развитие нейронов.

Личный график эффективного обучения
Зная все, описанное выше, получится выстроить личный график обучения. Принципы тайм-менеджмента, для активного усвоения информации. Стоит определить свои периоды “активного восприятия информации” (до и после деятельности отличной от обучения), стоит распределить разнящиеся изучаемые предметы, дабы они сменяли друг друга. И в таком случае получится “фиксированный график обучения”. Не забывайте, чередовать тематики и направления изучаемого материала - тогда обучение никогда не вызовет скуку.

График распределения занятий


Альтернативой будет “гибкий график”: если вам понятен принцип активного восприятия информации то вы с легкостью обнаружите такие периоды в течении своего дня. В “гибком графике” вам предлагается заниматься обучением каждый раз, когда выпадает возможность.

Какой вид обучения вы бы не выбрали, настоятельно рекомендуется заняться оптимизацией процесса. Обучение должно быть доступным в любой подходящий момент. Используйте приложения для мобильных, электронные книги и прочий вспомогательный софт. Но не стоит гнаться за сверхскоростями. Самое важное - чтобы обучение вошло в привычку. И помните, эффективный тайм-менеджмент начнет экономить время, только после того, как вы потратите время на его организацию.