Психологические аспекты подростковой лжи.
Коваленко Максим Александрович
Доктор психологии, специалист в области кадрового менеджмента и комплексной безопасности бизнеса, полиграфолог, профайлер.
С 2010 года соавтор и преподаватель курса подготовки полиграфологов и профайлеров на базе РАНХиГС при Президенте РФ, а также автор и ведущий тренингов по темам; психологии лжи, конфликты и пути их нейтрализации, эффективное деловое взаимодействие, выявление потенциально опасных лиц в местах массового скопления людей и других.
Под ложью понимается заведомо неверная информация, вымысел, дезинформация. Умышленное утаивание и фабрикация путем передачи фактической и эмоциональной информации (вербально или невербально) с целью создания (или удержания) в другом человеке убеждения, которое сам передающий считает противным истине. Иногда ложью называют непредумышленное создание и удержание мнения, которое передающий может считать истинным, но несоответствие истине которого доказано, подтверждено и известно, но для этого случая чаще применяется термин «заблуждение». Обман является намеренным введением другого лица в заблуждение (блеф, липа, мистификация, надувательство, шарлатанство) [Ю. Щербатых, "Искусство обмана"].Экман выделял две основные формы лжи: умолчание и искажение. Это различие принимается большей частью исследователей лжи. (Экман П., Психология лжи, Спб, Питер, 2003, цитирование: Handel “Intellegence”; Whaley B. “Toward a General Theory of Deception // Journal of Strategic Studies 5, March 1982, p.179-192). При умолчании лжец скрывает истинную информацию, но не сообщает ложной. При искажении же лжец предпринимает некие дополнительные действия - он не только скрывает правду, но и предоставляет взамен ложную информацию, выдавая ее за истинную. Зачастую только сочетание умолчания и искажения приводит к обману, но в некоторых случаях лжец может достичь успеха и просто не говоря всей правды.
Ложь может не иметь оправдания, а может и иметь его. Но обман – всегда действие умышленное; лжец всегда обманывает намеренно. При этом он может иметь оправдание только в своих глазах, а может также и во мнении всего общества. Лжец может быть любым человеком – хорошим или нехорошим, приятным или неприятным. Но человек всегда выбирает сам – солгать ему или, напротив, сказать правду. И человек при этом хорошо различает ложь и правду, и умеет отличать одно от другого.
Аналогичное Экману мнение высказывают и другие авторы, в частности, Ф. Карсон (с соавторами): "Ложь есть умышленное утверждение, которое предназначено для того, чтобы обмануть другого или предполагает вероятность обмана другого" (Знаков В. Неправда, ложь и обман как проблемы психологии понимания, цитирование: Carson et al., 1989, p.388) [В.В. Знаков].
Виктор Знаков, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Института психологии РАН, придерживается иного мнения, утверждая, что ложь и обман – это разные вещи. "Вызывает удивление тот факт, – пишет Знаков, – что в отличие от других исследователей (Знаков В. Неправда, ложь и обман как проблемы психологии понимания, цитирование: Bok, 1979, Hopper, Bell, 1984; Shibles, 1988), Экман не отличает ложь от обмана, а употребляет эти понятия как синонимы". И далее: "Ложь всегда основана на вербальном или невербальном намеренно неистинном, лживом утверждении (курсив в оригинале, – прим. автора данной работы), однако при жульничестве (например, списывание на экзамене) или умолчании (в частности, утаивание от партнера сведений, важных для совместного бизнеса) субъект может ничего не утверждать" . Ложью обычно называют умышленную передачу сведений, не соответствующих действительности. Наиболее распространенно в европейской культуре определение Блаженного Августина: ложь – это сказанное с желанием сказать ложь. Основное отличие лжи от обмана заключается в том, что она всегда основана на вербальном или невербальном намеренно неистинном, лживом утверждении. Суть лжи всегда сводится к тому, что человек верит или думает одно, а в общении сознательно выражает другое. Цель лгущего – передать ложное сообщение. С помощью вербальных или невербальных средств коммуникации он хочет дезинформировать партнера, ввести его в заблуждение относительно истинного положения дел в обсуждаемой области .
Неправда. По определению В. Знакова, неправда выступает в трех разновидностях. Во-первых, неправда может выступать как вербальный эквивалент заблуждения, то есть человек сам верит в то, что он говорит и не подозревает, что он говорит неправду. Во-вторых, неправду можно обнаружить в различных формах иносказаний (аллегории, шутки, ирония), где источник неправды сообщает такую информацию, которая является абсурдной, невозможной или комичной, причем эта информация не предполагает ввести в заблуждение собеседника. В коммуникативных ситуациях неправда проявляется в уникальном явлении – вранье, которое, по мнению Знакова, представлено "в российском самосознании в значительно большей степени, чем у других народов" .
Обман многие исследователи считают более широкой категорией, чем неправда и ложь. В частности, такую точку зрения высказывает С. Бок. Ко лжи она относит такие намеренно вводящие собеседника в заблуждение утверждения, которые делаются устно или письменно. Обмануть же можно посредством жеста, кода Морзе, различных символов. Аналогичные взгляды на проблему высказывают Р. Хоппер и Р. А. Белл, подчеркивающие, что обман нельзя сводить только к ложным вербальным утверждениям – он не может быть ограничен только словами. Эти исследователи полагают, что в действительности обман чаще основывается на приверженности определенной роли, чем на конкретном противоречащем фактам утверждении. Так, нерадивый студент играет роль усердного, чтобы на экзамене произвести впечатление на профессора. Следовательно, не все обманщики – лжецы.
Большинство авторов, работ посвященных феноменологии лжи, сходятся во мнении, что ложь и обман можно отнести практически ко всем сферам человеческого бытия. Вот что пишет по этому поводу Пол Экман: "Ложь настолько естественна, что ее без обиняков можно отнести почти ко всем сферам человеческой деятельности. Некоторые могут содрогнуться от такого утверждения, поскольку считают ложь достойной всяческого осуждения. Я не разделяю этого мнения. Предположение, что ни в каких человеческих отношениях не должно быть лжи, слишком примитивно. Также я не утверждаю и того, что всякий обман должен быть обязательно разоблачен" [8, с.20]
Именно в подростковом возрасте человек начинает рефлексировать собственное поведение, а так же поведение других. Так же именно в этом возрасте подросток наиболее часто прибегает к обманному поведению. Наиболее распространённой причиной ко лжи у подростков является столкновение того, что ждут (или подросток считает, что ждут) от школьника сверстники и требования взрослых, а сверстники, как известно, очень значимы для подростков.
Так же на основе проведённого исследования, можем сделать вывод, что младшие подростки не рефлексируют признаки лжи в общении с другим человеком, поэтому не могут достоверно отличить обман и искреннее поведение.
Невозможно заранее продумать и отрепетировать точную линию поведения при обмане. Это является главной причиной разоблачения лжи. Проявляются признаки, обмана, эмоции, которые трудно скрыть или подделать. Не всякая сопровождается эмоциями, но иногда это происходит и представляет для лжеца некоторую угрозу. Речевые оговорки не так примечательны, выражение лица можно скрыть, сдержать участившееся дыхание и избавиться от внезапно возникнувшего комка в горле не так уж просто.
Это происходит непроизвольно, всего в какие-то доли секунды не оставляя вам времени на обдумывание. Эмоции возникают не по воле людей; и страх и гнев нахлынывают на человека помимо его воли, которых часто нелегко остановить. Состояние человека выходит из-под контроля, и мы не можем управлять внешними проявлениями наших эмоций. Что приближает нас к разоблачению собеседником.
Скрывать эмоции нелегко. Чтобы скрыть интонацию, мимику или телодвижения, возникающие при эмоциональном возбуждение, требуется определённая борьба с самим собой, в результате чего могут оказаться заметными усилия направленные на это, что станет явным признаком обмана. Менее трудно фальсифицировать чувства. Для успешной фальсификации эмоций, обманщику необходимо виртуозное владение мимикой и немного актёрского мастерства. Но не для всякого обмана необходимо скрывать или фальсифицировать эмоции. Не редко обман не сопровождается ими. Да и лжецы не всегда стараются скрыть их.
Спутниками лжи как правило становятся - боязнь оказаться разоблачённым, чувство вины из-за собственной лжи и то чувство восторга, которое порой испытывает обманщик в случае удачи.
Описаны встречающиеся в поведении признаки, которые могут свидетельствовать о наличии скрываемой информации, указывать, что человек плохо продумал линию поведения, или свидетельствовать об эмоциях, которые данной линии поведения не соответствуют.
Оговорки, а также тирады могут выдать любую скрытую информацию: эмоции, совершенные поступки, планы, намерения, фантазии, идеи и т. д.
Уклончивая речь, паузы, речевые ошибки и снижение количества иллюстраций могут означать, что говорящий высказывается очень осторожно, поскольку не продумал линию поведения заранее.
Изменения в дыхании и потоотделении, учащенное сглатывание вследствие сильной сухости во рту являются признаками сильных эмоций, и, возможно, в дальнейшем по характеру таких изменений удастся устанавливать, каких именно. Так же лицо дает многочисленные признаки обмана, такие как микровыражения, смазанные выражения, верные признаки эмоций, расширение зрачков, румянец и бледность, Некоторые из этих признаков выдают скрываемые чувства, другие – свидетельствуют о самом факте утаивания чего-либо.
Микровырожения - самый сложный источник утечки информации. «Микровыраже́ние - короткое непроизвольное выражение лица, появляющееся на лице человека, пытающегося скрыть или подавить эмоцию. Микровыражения не поддаются сознательному контролю, то есть появляются независимо от желания человека». Эти проявления дают полную картину скрываемых эмоций, но настолько мимолетную, что ее обычно не успевают заметить. Микровыражения проявляются не более чем на четверть секунды. Их можно обнаружить при помощи видеосъёмки, используя замедленный повтор.
Мимические признаки обмана различаются по характеру сообщаемой обманщиком информации. Некоторые признаки позволяют с точностью сказать, какие чувства человек испытывает на самом деле, несмотря на все его попытки скрыть их. Есть признаки еще более размытые, позволяющие сказать лишь то, что лжец на самом деле испытывает какие-то другие эмоции. Видя следы каких-либо скрываемых эмоций, уже можно предположить, что человек лжет. В некоторых случаях ложь невозможно раскрыть без точного знания о том, что именно человек испытывает на самом деле. Это зависит от характера лжи, выбранной линии поведения, ситуации и наличия каких-либо других объяснений того, почему человек пытается скрыть свои чувства.
Но для раскрытия лжи важно помнить, что одни ее признаки дают нам точную, а другие - только самую общую информацию.
Именно в подростковом возрасте человек начинает рефлексировать собственное поведение, а так же поведение других. Так же именно в этом возрасте подросток наиболее часто прибегает к обманному поведению. Что же побуждает его к этому?
С чего же начинается ложь? После третьего года у ребенка начинается период бурного развития речи и воображения. Речь стимулирует развитие логического мышления ребенка, а воображение позволяет отвлечься от окружающей реальности и мысленно представить то, что нельзя потрогать, увидеть или услышать. Возможности сознания малыша как бы удваиваются: он продолжает познавать мир вокруг (тяжелое тонет, огонь жжет, ветер дует), одновременно осваивая мир воображения, фантазий, волшебных игр и сказок. Даже самые маленькие дети хорошо отличают вымысел от реальности. Трехлетний ребенок может в игре заменить кубиком пирожок, готовя кукле обед, но ни за что не будет, есть его на самом деле. Умение фантазировать служит ребенку, как для игры, так и для защиты от угрозы. Потребность «слегка приврать» далеко не всегда беспричинна, просто причина не всегда лежит на поверхности. Чаще всего люди – как взрослые, так и дети – стремятся привлечь интерес к своей персоне, что легче всего сделать при помощи вымышленных достоинств.
Подростковый же возраст является одним из наиболее кризисных возрастных периодов. Именно в это время становления личности ребенок становится "трудным". Как правило, подросткам присущи предельная неустойчивость настроения, поведения, постоянные колебания самооценки, ранимость, неадекватность реакции. Этот возраст богат конфликтами и осложнениями. Все это требует от взрослых, окружающих подростка, пристального внимания, предельной тонкости, деликатности, вдумчивости. Каждый, кто общается с подростком, обращает внимание на то, что далеко не всегда он говорит правду. Почему же они лгут? С подростковой ложью часто встречаются родители, учителя, да и сами ровесники.
На формирование нравственных ценностей подростка большое влияние оказывают его опыт общения с внешним миром, отношения со сверстниками и родителями. Причин, по которым у некоторых детей развивается склонность ко лжи - множество. Одни находятся в личности ребенка (тревожность, агрессивность, эмоциональная возбудимость), нередко ложь подростка вызывается столкновением того, что ждут (или подросток считает, что ждут) от школьника сверстники и требования взрослых, сверстники, как известно, очень значимы для подростков; третьи зависят от возраста и пола. Нельзя забывать так же и о влиянии общества, исторической эпохи, в которую развиваются дети, а также религиозности. В конечном итоге мы можем выделить следующие мотивы, побуждающие детей ко лжи:
защита себя от наказания, защита права на личную жизнь (избегание наказания, выход из неприятной защита других (взятие чужой вины на себя, укрывательство, стремление не причинить боль или разочарование и т.д.);
стремление приобрести что-либо для себя (материальная выгода, признание, любовь, внимание и интерес со стороны окружающих, стремление к власти, озорство, удовольствие и т.д.);
стремление унизить другого (месть, корысть, зависть, ненависть). Был проведен эксперимент , целью которого было выявление способов, а так же методов распознания лжи младшими подростками. А так же признаков, на которые опирается подросток для определения лжи у партнёра. Задачей послужило определение способности учеников в распознавание лжи, выявление признаков(вербальных и невербальных), на которые подростки обращают внимание.^ Объект: подростки 12-13 лет. Учащиеся 6 класса. Испытуемые: 10 человек(учащиеся 6 класса): 4 мальчика, 6 девочек.
С учениками 6-го класса была проведена игра. В которой ученики по очереди должны были рассказать 3 истории, одна из которых являлась ложью. Остальным же нужно было выбрать ложную ситуацию, а так же указать какими признаками они руководствовались, делая свой выбор, дети записывали результаты своих наблюдений. Затем все приступали к обсуждению ответов.
На основании проведённого исследования можно утверждать, что подростки этого возраста не уделяют должного внимания невербальным признакам (лишь единицы использовали эти признаки при выборе), а сосредоточенно наблюдают за вербальными, пытаясь выявить обман на основе собственного опыта и знаний. (Большое внимание обращают на факты. А так же рассматривают возможность ситуации исходя из характера собеседника, его привычек и возможностей ).
Список используемой литературы:
Большой толковый словарь русского языка. - СПб., 1998. С. 951-952.
2. Знаков В.В., Макиавеллизм и феномен вранья. //Вопросы психологии, СПб.: Алетейя,1999. №6.
3. Знаков В.В. Неправда, ложь и обман как проблемы психологии понимания// Вопросы психологии, СПб.: Алетейя,1993. №2.
4. Фрейд, З. Психопатология обыденной жизни. - М.: АСТ, 2010,Стр.66.
5. Щербатых, Ю. Искусство обмана. - М.: Эксмо-Пресс, 2002.
6. Экман, П. Психология лжи. - СПб.: Питер, 2003.