Тайм-менеджмент: Система целеполагания


Подпишись на обновления календаря мероприятий

Тайм-менеджмент: Система целеполагания

Наверняка, вам уже знакомо понятие тайм-менеджмента. Возможно, вы даже регулярно составляете списки дел, стараетесь следовать графику. А, быть может, вы освоили разного рода продвинутые методики. Однако, если все еще самоорганизация не достигла высот или вы испытываете проблемы с мотивацией, то начать стоит с самых основ. Мы проштудировали 7 разных учебников по тайм-менеджменту и полностью готовы описать все этапы его реализации. И сегодня предлагаем начать свой путь с создания системы целеполагания.




Круг Забот и Круг Влияния

Цели и мечты порой возникают “с потолка” - они абсолютно недостижимы и, стало быть, никакой тайм-менеджмент помочь их достичь не поможет. Так что начать лучше со своих интересов. Опорными тезисами в тайм-менеджменте являются “Круг влияния” и “Круг забот”. Если трезво посмотреть на свои интересы, окажется, что довольно много вещей, на которые мы тратим свое время, не подвластно нашему влиянию (сюда можно отнести жалобы на других, . Если изобразить их схематично, то Круг наших интересов (Забот) окажется много больше Круга нашего Влияния. То есть силы и время уходят в пустоту. Проактивный подход к жизни предлагает постараться отказаться от этого - сосредоточить максимум своего внимания именно на Круге Влияния. Данную концепцию выдвинул Стивен Кови - последующие исследователи лишь немного поправили оригинальную идею (у Стивена Кови Круг Влияния располагался полностью внутри Круга Забот, однако зачастую мы имеем влияние на вещи, которые нам неинтересны - это стоит учитывать, так как, поняв и задумавшись о своих реальных сферах влияния, в ранее не интересовавших вас темах, но входящих в Круг Влияния, можно что-то найти, и ваш Круг Забот вполне обоснованно станет шире).




Концентрируясь на интересах, которые входят в ваш круг влияния, со временем данный круг начнет расти. Время потраченное на такие интересы непременно будет способствовать росту. По сути, вы, еще до выявления целей, начнете свой путь к ним - ваши цели прямо следуют из ваших интересов, т.ч. любой рост будет пусть даже небольшим, но шагом вперед.

Группы потребностей

Когда речь заходит о личности (а Персональный Тайм-Менеджмент нацелен именно на личность), волей неволей приходится учитывать Осознанное и Неосознанное. Не зря знаменитая пирамида потребностей Маслоу в основании ставит именно физиологические потребности, а также потребность в безопасности. Как бы высоки ни были ваши цели, от природы убежать не получится.




За последние десятилетия возникло много гипотез и концепций, группирующих потребности человека, однако все они происходят от Абрахама Маслоу и его пирамиды. Разобравшись с уровнями Маслоу, поймем и все остальные:

  • 1 уровень - Биологические потребности (обеспечивает биологическое функционирование человека)
  • 2 уровень - Потребность в безопасности (физической и психической)
  • 3 уровень - Потребность в привязанности (социальный)
  • 4 уровень - Потребность в получении социальных “поглаживаний” и признания компетентности
  • 5 уровень - Потребность в самоактуализации.


Между 4 и 5 современные сторонники концепции выделяют еще “уровень когнитивных и эстетических потребностей (потребность в познании, в порядке, в красоте и пр.) - сам Маслоу относил данные потребности к 5 уровню.

Не стоит путать ”цели” с “потребностями”. Большинство исследователей выделяют “физические” и “первичные социальные” потребности в отдельную группу. Конечно, Вас интересует совсем не это. Однако, именно эти “потребности” считаются (являются) самыми сильными, с точки зрения мотивации. И никак не получится реализовать свой творческий потенциал, или достичь успешного социального статуса, не воплотив первичные потребности в жизнь. Человек - сперва явление биологическое, и лишь потом социальное. Знаменитое правило “художник должен быть голодным” - фактически не работает. Удовлетворения от достижения целей, находясь при этом в “нужде” по более низкоуровневым потребностям, будет едва ли. Да, и усилий потребуется в разы больше. Т.ч. первое, что стоит сделать еще до постановки своей цели, иметь приемлемые или комфортные условия. Знаменитая “зона комфорта”, из которой все так стремятся выйти, к комфорту физическому имеет отношение слабое, да, и, в большинстве случаев, некомфортна вовсе. 

Если понимать, на чем именно основаны те или иные наши желания, то гораздо проще будет их разбить на подзадачи. С подзадачами (задачами меньшего масштаба) работать проще - достижение цели много легче, а ощущение достижения цели добавляет мотивации. Так же, поняв внутренние стимулы, легче искать дополнительные цели. А понимая внутренние барьеры (нереализованные потребности более низких уровней) можно решить проблему прокрастинации.

Целеполагание

Целеполагание - это определение и конструирование целей, а также формирование образа желаемого будущего.

Мотив - побуждение к действию, направленное на достижение конкретной цели, служащей удовлетворением конкретной потребности.




Самое время определиться со своими целями. Сейчас мы уже знаем, где их искать (Круг Влияния), как определить мотивации и подготовить идеальную почву для достижения (работа с группами потребностей), а значит, справиться с целью(-ями) нам по плечу.  Итак, краткий экскурс в целеполагание и советы по выставлению целей:

  • Средства достижения цели зачастую преграждают дорогу даже самой привлекательной цели: Следует грамотно взвесить соотношение “цена\прибыль”. На первых порах лучше ставить меньшие цели, тогда и возможные потери будут много меньшим барьером, а значит и мотивация в достижении не будет спотыкаться о постоянные оценки.
Принципы целеполагания:

  1. Приоритет стоит отдавать краткосрочным целям.
  2. Предпочтение стоит отдавать целям, которые можно реализовать самостоятельно (без необходимости в сторонних людях)
  3. При постановке цели не должно возникать сомнений - если цель кажется недостижимой, либо ощущается дискомфорт, при мысли о работе над её достижением, значит цель выбрана неправильно (в достижении такой цели будет слабая мотивация)
  4. Адаптируйтесь к ситуации - смена или корректировка целей в процессе достижения нормальная практика.

Для полноценной картины (для повышения внутренней мотивации) стоит прямо называть свою цель. Лучшая цель - та, которую можно визуализировать. Также лучше иметь большую цель, разделенную на множество подцелей. Тогда каждое новое достижение будет способствовать повышению мотивации, а Большая цель станет жизненным ориентиром.

Вопросник для составления стратегического плана:

  1. Зачем и почему я это делаю?
  2. Чего я хочу добиться в конечном счете? Чьи интересы я при этом затрагиваю? На что окажет влияние конечный результат?
  3. Каковы условия, влияющие на процесс реализации цели? Какие препятствия? Какие возможности?
  4. Что я делаю хорошо и что я делаю плохо?
  5. Что я должен сделать прежде всего?
  6. Что я должен делать в перспективе?
  7. Какие компоненты цели самые важные, какие перспективные, и какие выгодные?
  8. Какие пункты плана прямо помогут достичь цели, а какие второстепенны?
  9. Какие конкретные действия могут свести к минимуму негативные влияния и последствия, а какие усиливают позитив? Когда, где и как эти действия должны быть выполнены? Что для этого необходимо?
  10. Есть ли компоненты цели, которые заведомо невыполнимы? Нужно ли ставить новые цели? Не будет ли новый план действий более реальным и целенаправленным?